Анастасия Александровна Аксенова: «Наука — это процесс и даже образ жизни»

Axenova

Анастасия Александровна Аксенова:
«Наука — это процесс и даже образ жизни»

  1. Какие эмоции вы испытывали во время защиты кандидатской диссертации?

В процессе защиты как-то не до эмоций, потому что ты выступаешь с докладом, реагируешь на вопросы. Тут любые эмоции будут лишними. Скорее, эмоциональный настрой должен быть спокойным, это ведь живой процесс. Мне кажется, не стоит выстраивать доклад только из перечисления собственных тезисов. Это должно быть полноценное выступление, со вступлением, акцентами на важных нюансах и подведением итогов, но не следует забывать про формулировки, заявленные в автореферате. Волнение, конечно, было, но дней за десять до защиты. А потом просто некогда стало волноваться из-за большого количества бумажной работы и всего остального, связанного с протоколом защиты диссертации. Если бы было больше свободного времени, то можно успеть и разволноваться, и накрутить себя.

  1. Отличается ли выступление на защите диссертации от выступления на защите дипломной работы?

Конечно. Это другой уровень научной проблемы. Ты не просто проделанную практическую работу демонстрируешь, а формулируешь на основании этой практики теоретическую проблему и предлагаешь её решение. Поэтому и вопросы от членов диссертационного совета воспринимаются не как желание оспорить или подловить тебя на ошибке, а как нормальная научная дискуссия.

  1. Можно ли сказать, что это значимое событие в вашей жизни?

Событие, конечно, значимое, как для любого человека, который имеет свои интересы, на основании своих интересов создает собственный проект  и пытается его реализовать. И вот на пути реализации есть разные этапы. Один из них – защита кандидатской диссертации. Но сказать, что это смысл всей моей жизни, не могу. Это логичный этап научной работы. Я уже думаю над следующим проектом.

  1. Как долго вы писали диссертацию?

Писала довольно долго. С сентября 2014 года, когда поступила в аспирантуру, и до 2023 года.

  1. Далеко не все ваши работы вошли в диссертацию, 28 из более чем 50. Как вы все-таки определились с темой?

У меня действительно количество публикаций больше, чем это необходимо для защиты диссертационной работы. Просто мои интересы ведь не ограничиваются только темой кандидатской. Диссертация – это один из проектов. А в рамках статей обозначены другие мои интересы, и далеко не все из них связаны с визуальностью литературы. А с темой диссертационной работы я определилась еще в аспирантуре, она просто является одной из многих меня интересующих.

  1. Обязательно ли для защиты кандидатской оканчивать магистратуру, аспирантуру и иметь опыт работы? Или защитить диссертацию может каждый?

Есть, конечно, официальная информация с перечнем необходимых для выхода на защиту документов: диплом об окончании высшего образования и аспирантуры, справка о сдаче кандидатских экзаменов, которые проходят  в аспирантуре, сама написанная работа, конечно, и научный руководитель.

  1. Разместить 5 публикаций до защиты диссертации – это строгая необходимость?

По требованиям, для выхода на защиту должно быть 3 публикации в журнале не ниже статуса ВАК, а также их соответствие теме исследования. Оно логичное и естественное.

  1. Некоторые считают, что защитить кандидатскую диссертацию можно только в Москве, правда ли это?

Это миф. Защита возможна в любом вузе, где есть рабочий диссертационный совет по твоей специальности. В моем случае по специальности «Теория литературы» их не так уж и много. В ближайших к Кемерово областях таких вообще нет, поэтому нужно было поехать в Москву. Но это не значит, что со всеми специальностями так.

  1. Вы защитили диссертацию 5 октября и с этого дня обладаете кандидатской степенью?

Тут есть такой момент, что после защиты работы, голосования членов диссертационного совета, признания тебя кандидатом филологических наук, человек должен подождать оформления документов, подтверждающих решение совета. Все поздравляли и аплодировали, но я не чувствовала, что история закончилась. Потому что утверждение решения совета принимает ВАК, и происходит это не очень быстро. Стоит сказать, что сейчас все делается гораздо быстрее, чем в прошлом, но все же ждать приходится и по несколько месяцев, и до полугода. Пока эти документы не придут, я не могу себя считать кандидатом наук. Где-то писать и заявлять об этом —  тем более.

  1. Без официального подтверждения кандидатской степени вы уже можете вступить в новую должность с новыми обязанностями и возможностями?

Нет. В том-то и дело. Защитившись, но не имея официального документа об утверждении степени, нельзя приступить к новым обязанностям. Чтение лекций, прохождение по конкурсу и тому подобное без документов пока не доступно. Изначально не уточняют, сколько ждать эти документы. Я думаю, что можно начинать проверять приказ на сайте ВАК только после Нового года.

  1. Чем отличается преподаватель с кандидатской степенью и без нее?

Студенты вряд ли заметят это различие. Ведь глубоко знать предмет, творчески его преподавать, привлекать людей к изучению своего предмета преподаватель может как имея научную степень, так и без неё. В отношении студентов это сказывается только в том, что я не могу принять у них экзамен, а только зачёт. Разница есть в объёмах полномочий и  в зарплате. Но, пожалуй, даже важнее в защите работы сам факт того, что длительный проект доведен до какого-то оптимального момента завершения.

  1. Какие дисциплины вы преподаете?

История зарубежной литературы, теория литературы, интерпретация художественного текста, введение в литературоведение, история литературной критики, теория литературы и практика читательской деятельности, русский язык как иностранный. Вроде кажется, что дисциплин не так много, но стоит учитывать, что многие из них проводятся на разных направлениях. В плане подготовки это выглядит намного объемнее.

  1. Сначала были предметы, которые вы хотели вести, или научный интерес?

Сначала были преподаватели, которые эти предметы сумели раскрыть перед нами, вчерашними школьниками так, что захотелось еще все больше и больше об этом узнать. Потом стало понятно, что из всего учебного плана выделяется группа предметов, которая лично мне интересна. Введение в литературоведение, история зарубежной литературы и теория литературы были основными предметами моих интересов в студенческое время. И дальнейшие научные изыскания оказались связаны именно с этими дисциплинами и сферой литературоведения.

  1. Ваши научные работы имеют большой разброс в выборе авторов: Сологуб, Лермонтов, Пушкин, Ахматова, зарубежные авторы. Они все ваши любимые или как вы выбираете, о чём писать статью?

Дело скорее в аспектах, которые интересуют в произведениях выбранных поэтов. Тут не то чтобы я страшно любила Лермонтова или Сологуба и писала поэтому только про них. Хотя и такое встречается у разных научных деятелей. Проблематика же моих статей не привязана к личности автора, потому что все тексты, затронутые мной, рассматриваются в том или ином аспекте уникальном для данного произведения, а уже во вторую очередь – в контексте творчества автора или исторического периода. Не бывает теоретической идеи, которая возникает с потолка и дальше ты ищешь материал для её иллюстрации. Так не работает. Сначала текст, загадка, которая тебя пленяет, а потом формулировка теоретического положения, соотнесение своей идеи с уже существующими на этот счёт.

  1. А какой тогда ваш любимый автор?

Мне сложно назвать кого-то одного. Давайте хотя бы несколько: Пушкин, Ахматова и Пастернак.

  1. Сколько у вас образований и каких степеней?

У меня диплом о высшем образовании специалиста (преподавателя русского языка и литературы), потом диплом об окончании магистратуры по философии (специальность — онтология и теории познания), и об окончании аспирантуры по теории литературы. В аспирантуре и магистратуре я училась параллельно, то есть одновременно и в разных городах.

  1. Есть же много других направлений, например, журналистика, история, лингвистика, языкознание и так далее, почему философия?

Дело в том, что это вполне логичное соседство направлений. Литературоведением ведь можно по-разному заниматься, но без учета философских, эстетических концепций – это, я думаю, невозможно. Занимаясь литературой, все-равно так или иначе человек должен с такими концепциями взаимодействовать, быть знаком и реагировать на них. И с философией также. Ты ведь не сидишь в пустом пространстве на ветке и философствуешь, а находишься в окружении определенного культурного, исторического, эстетического контекста. Философия для меня идёт не в противовес интересу к литературе, а скорее в дополнение.

  1. Вы учились параллельно в разных городах, к тому же у вас около 50 публикаций, написание кандидатской и активное преподавание. Как это можно все успевать?

Меня тоже всегда это интересует. Часто у коллег и знакомых спрашиваю: «Где вы берете свободное время?». Ведь как ни странно, современная реальность способствует тому, чтобы экономить его, но времени как не было, так и нет. Всегда ищешь где его взять. Когда встает какая-то острая необходимость, то время находится. У меня нет системы планирования, для меня все довольно непредсказуемо. Но каждый день я, как и все люди, нахожусь в состоянии выбора в том, чему посвятить свой час. Дело, которым ты захвачен и заинтригован, ставишь на первое место и всё остальное, даже самое срочное, отодвигается в сторону. Бывает и не ложишься спать вовсе, но не потому, что себя заставил, а потому что интересующая тебя проблема в данный момент важнее всего прочего. И приходится чем-то жертвовать. Это сложно, но является обязательным условием моей жизни. Однако стоит понимать, что ряд повседневных твоих выборов, предпочтений всегда складываются в твою судьбу.

  1. Вы всегда хотели связать себя с наукой или, грубо говоря, так получилось?

Я не отношусь к тому типу людей, которые с рождения знают, чем хотят заниматься. Только к старшим классам я попала в литературоведческие секции и позже уже поняла, что именно это мне по душе. Огромную роль, конечно, сыграло то, что мне очень повезло своевременно встретить тех людей, которые делились своими знаниями и опытом, начиная с моего школьного учителя литературы — Валентины Александровны Бестемьяновой, и до всех преподавателей бывшей кафедры теории и истории зарубежной литературы. В научном плане на меня сильно повлияли М.М.Бахтин, С.С.Аверинцев, Н.Д. Тамарченко, А.Б. Есин, В.Е. Хализев, С.Н.Бройтман и В.И.Тюпа. На выбор литературоведческого направления и мой интерес к теории литературы и истории зарубежной литературы повлияли Олег Дмитриевич Корзухин и Наталья Васильевна Лесогор. Благодаря именно этим людям я поняла, что есть возможность в Кемерово этим серьёзно заняться, что есть собеседники. Я безмерно благодарна своему научному руководителю – Леониду Юделевичу Фуксону за поддержку, за то, что никогда не отказывал в консультации, не жалел сил и времени на мои дополнительные вопросы после занятий, создавал живую, творческую рабочую обстановку в научном семинаре и принял меня в лабораторию герменевтики в качестве участника и союзника.

  1. Какие у вас сейчас планы, связанные с наукой?

У меня нет готовой формулировки на сегодняшний день, но меня интересует «удивление» как феномен художественного изображения в литературе, и как феномен, тесно связанный с философией и искусством. Ну и дальше из планов – защита докторской. Однако это зависит от того, как мне удастся задуманный проект сформировать и представить научному консультанту. Конкретной цели в науке, как и в жизни, такой, которая заранее сформулирована, которую надо обязательно успеть перед смертью достичь, я думаю, быть не может. Наука – это процесс и даже образ жизни. Но я планирую и в дальнейшем поддерживать участие студентов в лаборатории герменевтики при институте филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций. И приглашаю всех, кто заинтересован в вопросах литературы, эстетики, герменевтики с февраля 2024 года на заседание лаборатории.

 

Примечания: ссылка на страницу лаборатории герменевтики https://vk.com/club169927895

Ольга Уракова?

Добавить комментарий